… Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа
художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.
О.Роден
Технология – это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Изучение области «Технология» базируется на научной основе широкого спектра наук, включает, наряду с традиционными, распространенными, новые, эффективные и перспективные технологии.
Обучение включает в себя базовое (инвариантное) содержание. Под базовым содержанием понимается объем знаний и умений, сформированных у учащихся в пределах времени, отводимого на изучение области «Технология».
Главной целью области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
- Формирование у учащихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Учащиеся должны быть способны:
- планировать, организовывать и выполнять работу;
- оценивать результаты на каждом этапе;
- находить и использовать необходимую информацию.
- Формирование знаний и умений и использование средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.
- Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
- Развитие разносторонних качеств личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Должны быть решены следующие задачи:
- Привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства.
- Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи.
- Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, милосердия, обязательности, ответственности, культуры поведения и бесконфликтного общения.
- Использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформления их с учетом требования дизайна, декоративно-прикладного искусства.
- Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
- Сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду, ценить красоту.
- Развивать интерес и творческие способности.
- Научить пользоваться инструментами и приспособлениями.
|
|
|
|
|
|
Учителя
О предмете
Программа «Технология и творчество» составлена на основе федерального компо¬нента государственного стандарта основного общего образования.
Базовыми для программы являются разделы “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов” ( вязание крючком и спицами, бисероплетение, пэчворк), ”Технология обработки ткани” (материаловедение, конструирование, моделирование, машиноведение, технология изготовления швейного изделия), “Кулинария”, “Технологии ведения дома”, “Черчение и графика”.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал отбирается с учетом следующих положений:
- распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
- возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
- выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
- возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе учащиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии, изготовления и художественного оформления изделий из текстильных материалов, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности. В процессе выполнения программы «Технология» осуществляется развитие технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки бесконфликтного делового общения.
Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Учебные пособия
Сайты:
- "Мастерица" - Учебно-информационный ресурс по рукоделию. Все от начала до мастерства. Гильоширование (выжигание по ткани), ручная и машинная вышивка, машинное вязание. Схемы, рисунки, узоры. Галерея готовых работ, форум, полезные ссылки.
- http://www.edu.ru/ - Федеральный портал "Российское образование".
- http://www.cooking.ru/ - Сайт практически полностью посвящен кулинарии и содержит такие разделы как каталог рецептов, праздничные рецепты, меню, обрядовая кулинария, национальные рецепты, диеты, детское питание и многое многое другое.
- Женский журнал "Невестушка" - Сайт практически полностью посвящен женщинам: гороскопы, любовь и брак, прически и стрижки, фигура вашей мечты, звездный макияж, женщины легенды, праздники вот далеко не полный перечень разделов, выложенных на сайте. В разделе "Рукоделие" представлены уроки по бисероплетению, пэчворк, филейное вязание и другое. Присутствует также архив статей по темам и неплохой форум.
- http://alsenik.chat.ru/Alla/frames.htm - сайт посвящен вышивке крестом. На сайте выложена ссылка для скачивания электронной программы создания схем вышивки, собрана большая коллекция чудесных схем. Здесь не только картины с изображением цветов и милых зверюшек, но и подушки, скатерти, салфетки. Есть и очень сложные работы, и для начинающих.
Литература:
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 2-е из., перераб./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 2-е из., перераб./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 2-е из., перераб./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) – 2-е из., перераб./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
Технология: Учебник для учащихся 10 класс общеобразовательных учреждений./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
Технология: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений./Под ред. В.Д. Симоненко. –М.: Вентана-Графф, 2006. – 192с.:ил.
В. Н. Чернякова Технология обработки ткани. М.:Просвещение, 2002. 5, 6, 7, 8, 9, класс.
Т. И. Ермакова. Основы кулинарии. М.: Просвещение, 2002. 8-11 класс.
Т. И. Ерёменко. Технология ручной вышивки. М.:Просвещение, 2000.
С. Н. Чистякова Твоя профессиональная карьера. М.:Просвещение, 2000.
Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». М.:Просвещение, 2000.
И. А. Сасова Экономика для школьников. М,:Вита Пресс, 2001.
И. А. Сасова Технология 5класс сборник проектов. М.:Вентана Граф, 2003.
И. А. Сасова Технология «Метод проектов в технологическом образовании школьников» М.: Вента на Граф, 2003.
И. А. Сасова Тетрадь творческих работ (девочки) 5класс. М.: Вентана Граф, 2003.
Итоговая аттестация выпускников 9 класс. М.: Просвещение, 2001.
Итоговая аттестация выпускников 11 класс. М.: Просвещение, 2001.
Оценка качества подготовки выпускников средней полной школы по технологии М.: Дрофа, 2001.
Обучение технологии в средней школе: 5 -11класс.: Метод. Пособие.- М.:ВЛАДОС, 2003.
Технология. Программно-методические материалы 5-11кл. М.:Дрофа, 2001.
Старикова Е. В. Корчагина Г. А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы, Обработка ткани: 5 Класс: Книга для учителя М.: Просвещение, 1996.
Богатырёв А. Н. Коптелов А. В. Некрасова Г. Н. Учителю технологии о современных информационных технологиях: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВГПУ,1998.
Журнал «Школа и производство» -2003 – 2007.
Технология 5 класс: поурочные планы по учебнику Крупской В.Ю, Лебедевой Н.И., Литиковой Л.В., Симоненко В.Д. (обработка ткани, продуктов питания, рукоделие)/авт.-сот. Г.П.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 319с.
Технология 6 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» В. Д. Симоненко. Части 1,2. Составитель Н. Б. Голондарева – Волгоград: Учитель –АСТ, 2003.
Технология 7 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 7 класс» В. Д. Симоненко. Части 1,2. Составитель Н. Б. Голондарева – Волгоград: Учитель –АСТ, 2003.
Технология 8 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 8 класс» В. Д. Симоненко. Части 1,2. Составитель Н. Б. Голондарева – Волгоград: Учитель –АСТ, 2003.
Технология 9 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 9 класс» В. Д. Симоненко. Части 1,2. Составитель Н. Б. Голондарева – Волгоград: Учитель –АСТ, 2003.
Технология 6 класс (девочки). Поурочные планы / Авт. Сост. И.В. Бобунова – Волгоград: Учитель –АСТ, 2003.
Припченкова С.И. Глушкова Э.Ю. Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2002
Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Горячева Н. А. методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5кл./Н. А. Горячева; Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: "Просвещение", 1985.
Н.Ф. Бабина Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1997. №7.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. – Москва - Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: "Просвещение", 1993.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Михайленко М.А. Внеклассная работа с природным материалом. – Воронеж, 1992.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 1990.
Программа образовательной области "Технология". - М.,1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта (кружки по прикладному искусству и обслуживающему труду). – М., 1982.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ:
Азбука цветов. Сост. Рошаль И.В. – СПб, 1998.
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Бисер – Land. Изделия наших читателей: Практическое пособие. 4-й выпуск. – СПб., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Фенечки из бисера. – СПб., 2000.
Деревянко Н.С. Мягкая игрушка. Волшебный сад. – М., 2001.
Ефимова А. Сделаем игрушки сами. – М., 1983.
Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Искусственные и сухие цветы./ Составитель Аржанухина Н.В. – М., 2000.
Кискальт И. Солёное тесто. – М., 2001.
Козинкина Е.А. Цветы из ткани. – М., 1990.
Кононович Т.П. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М., 2001.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки из носочков. – М., 2001.
Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. – М., 2001.
Крутий Я.В. 100 схем для вышивания крестом и гладью. – Ростов-на-Дону, 2000.
Кувалдина О.Н. Сделаем сами своими руками. – Воронеж, 1999.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
Лихачева Т.Г. Моя подружка – мягкая игрушка. – Ярославль, 2000.
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Моисеенко Ю.Е., Бичукова Е.В., Бичукова Т.В. Волшебный стежок. – Минск, 2000.
Никологорская О.А. Природа и творчество. – М., 1990.
Паславский А. Природа, фантазия, творчество. Альбом самоделок. – Киев, 1989.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1999.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. – Воронеж, 1994.
Рукоделие. – Харьков, 1997.
Селиванова Т.А. Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения. – М., 2000.
Смотрова Н.А. Игрушки из ниток. – СПб., 2000.
Сухорукова Л.Г., Чечулинская А.В. Искусство делать цветы. М., 1992.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. – М., 2001.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Ханус С. Как шить? – М., 1991.
Художественная вышивка на машине (альбом рисунков для отделки одежды).
Методические материалы
Тесты
Творческие работы учащихся
|
|